41 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Речь и культура общения»,8 класс.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
Уровень образования: основное общее.
Направление: Духовно нравственное
Срок реализации 1 год
Класс, возраст обучающихся: 8 класс
Общее количество часов на реализацию программы: 35

г. Екатеринбург

Результаты освоения курса.

Познавательная деятельность.
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент,
моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей
и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья. Выделение характерных причинно –
следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование
известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным
основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на
практике.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать
оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно – коммуникативная деятельность.
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно – смыслового анализа
текста. Использование различных видов чтения
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.
Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной
степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров,
подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в письменной или устной форме результатов своей
деятельности.
Умение перефразировать мысль. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, справочники, Интернет – ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
результаты своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных
достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил
здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого
поведения (лидер, подчиненный и др.).Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и
учебного коллектива.
При освоении курса внеурочной деятельности «Речь и культура общения» обучающие приобретают риторические
умения, формируемые при создании собственного ситуативно уместного повествовательного текста:
Выбирать ситуативно-уместную, интересную для адресата тему;
Формулировать основную мысль по избранной теме;
Составлять логическую схему текста;
Обеспечивать сохранность темы и основной мысли в тексте;
Уметь использовать топы, необходимые для описания текста.
Применять в тексте изученные риторические фигуры.
Соблюдать этикетные правила речевого общения;
Применять правила невербального общения.
Риторические умения, формируемые при анализе ситуативно уместного повествовательного текста:
Понимать настроение автора текста;
Проверять удержание темы и основной мысли;
Понимать композиционную структуру текста;
Сопоставлять композиционную структуру и схему топов;
Оценивать уместность использованных риторических фигур с точки зрения действенности текста на адресата.
Содержание курса.

Повышение общей и речевой культуры школьников, формирование у них внимания к слову, желания научиться хорошо
говорить – ВАЖНАЯ ЗАДАЧА данного курса. Вместе с тем на этих занятиях существуют большие возможности для
нравственного, эстетического и патриотического воспитания учащихся.
Курс внеурочной деятельности «Речь и культура общения» состоит из пяти разделов:
1. Речевое и коммуникативное поведение собеседников.
2. Общая характеристика текста-рассуждения и его коммуникативная цель.
3. Расположение материала в убеждающем тексте.
4. Риторические средства выразительности в убеждающем тексте.
5. Исполнение убеждающей речи.
При обучении риторике и культуре общения активно используются следующие методы преподавания словесности:
1. Слово учителя (лекция). Очень интересны нетрадиционные формы сообщения нового материала – лекция вдвоем,
пресс-конференция, назначение содокладчиков по одной теме и т.п.
2. Беседа. Особенно активно используется как форма анализа риторических ситуаций, при рассмотрении правил
речевого этикета. Диалогичность – это один из важных признаков рассматриваемой системы обучения, в которой
активно используются не только беседы, но и диспуты, ответы на вопросы учащихся, игры, иные формы диалога.
3. Риторический практикум (разыгрывание коммуникативной ситуации). Упражнения, связанные с разыгрыванием
коммуникативных ситуаций, очень разнообразны: это может быть диалог или монолог, школьник может выполнять роль
говорящего или слушающего, находиться в этикетной роли старшего или младшего, создавать повествовательный,
описательный или иной текст. Приоритетными являются командно-групповые формы работы.
4. Риторический анализ текста.
5. Письменные работы. В письменной форме готовится план выступления, его тезисы, наиболее значимые фрагменты и
т.п.; очень полезны подробные записи при риторическом анализе образцового текста, при рассмотрении риторических
фигур и тропов, при характеристике правильности и выразительности речи.
Практическая риторика учит созданию действенного текста, предназначенного для определенного адресата,
взаимодействующего с автором текста в конкретной ситуации общения, выстраиванию риторических структур в устном
и письменном текстах и риторическому анализу этих текстов.
Способы деятельности

Формы деятельности

- помогающие решить проблемы мотивации, когда
целостная, на первых порах неизбежно
элементарная, риторическая эрудиция только
формируется
формирующие риторическую эрудицию

переводящие достаточную риторическую эрудицию
на уровень риторических, коммуникативных и
речевых умений

1) образец речевой деятельности учителя, входная диагностика
риторических
способностей,
риторический
анализ
видеофрагментов, коммуникативные игры, речевые упражнения,
в т.ч. с игровыми элементами
2) образец риторической деятельности,
демонстрируемый учителем, изложение теоретических сведений
в нетрадиционной форме (пресс-конференции, лекции вдвоем),
анализ видеофрагментов, готовых (образцовых) текстов, речевые
упражнения, риторический практикум
3) образец риторической деятельности,
демонстрируемый учителем, диагностика риторических умений,
риторический
анализ
текстов
и
видеофрагментов,
коммуникативные и ситуативные игры, речевые упражнения,
риторический практикум

Основная цель обучения практической риторике – приобретение личностно осмысленных ЗУН, обеспечивающих
уровень культуры общения, без чего невозможна полноценная социальная адаптация личности. Приобретаемые
риторические ЗУН направлены на создание устного или письменного текста, творчески конструируемого в зависимости
от конкретной ситуации общения с целью сделать это общение эффективным. Ситуативно -уместный текст является
средством общения, помогающим реализовать цели участников данной ситуации общения.
Познавательная деятельность.
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент,
моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей
и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья. Выделение характерных причинно –
следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование
известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным
основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на
практике.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать
оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно – коммуникативная деятельность.
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно – смыслового анализа
текста. Использование различных видов чтения
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.
Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной
степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров,
подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в письменной или устной форме результатов своей
деятельности.
Умение перефразировать мысль. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, справочники, Интернет – ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
результаты своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных
достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил
здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого

поведения (лидер, подчиненный и др.).Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и
учебного коллектива.
Основные формы обучения и контроля: коммуникативные игры, речевые упражнения, риторический практикум.
«Изюминкой» этих форм является обязательная рефлексия (анализ, обсуждение).
раздел
1

№ занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

2

11
12
13
14
15
16
17
18

Тематический план
тема

Вводный. Речевое и коммуникативное поведение собеседников.
Смысловые модели описательных текстов ( целое – части, свойства, сопоставление)
Авторский замысел и отношение к предмету описания. Анализ текстов.
Топ «свойства» как модель характеристики человека.
Описание предмета (помещения) как средство характеристики его владельца
Особенности повествовательных текстов. Смысловые модели.
Особенности композиции и оформления повествовательного текста ( научное,
деловое и художественное повествование)
Роль речевого жанра в повествовательных текстах
«Нравственная мысль» ( мораль) в повествовательных текстах
Особенности построения текста смешанного типа речи (повествование с элементами
описания)
Изложение (повествовательная основа и описательные фрагменты)
Общая характеристика текста-рассуждения и его коммуникативная цель.
Модель текста-рассуждения (основная мысль, доводы, примеры, выводы)
Рассуждение-объяснение и рассуждение – доказательство.
Основная мысль – тезис в рассуждении. Тезис и заголовок текста
Тезис и антитезис
Риторический практикум: особенности формулировки и предъявления тезиса.
Сложный вариант тезиса. Тематические цепочки.

количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22

3

4
5

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Доводы в рассуждении. Логическая связь тезиса и доводов.
Рациональные и иррациональные доводы.
Практикум: построение логической схемы текста-рассуждения.
Коммуникативная игра «Аргументы» - выбор доводов в соответствии с авторским
замыслом.
Научные и деловые рассуждения. Абзац как граница довода.
Практикум: анализ текста рассуждения: ошибки в предъявлении аргументов.
Написание изложения с опорой на логическую схему текста-рассуждения.
Групповая работа – риторический практикум «За и против»
Смысловые модели – топы в рассуждении. Топы «причина» и «следствие».
Топ «пример» в текстах рассуждения.
Расположение материала в убеждающем тексте. Строгое и нестрогое вступление.
Основная часть рассуждения: дедуктивный и индуктивный способы доказательств.
Строгое и нестрогое заключение в рассуждении.
Риторические средства выразительности в убеждающем тексте.
Эмоциональность и выразительность рассуждения в различных сферах общения.
Исполнение убеждающей речи. Личность говорящего и эффективность речи.
Речевой этикет. Взаимодействие говорящего и слушателей.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».