Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования приказ № 266-о от 31.08.2019г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИКТ и информационные процессы: решение разноуровневых задач» Уровень образования: основное общее Направление: общеинтеллектуальное срок реализации 1 год класс обучения: 9 общее количество часов на реализацию программы: 34 г. Екатеринбург Результаты освоения курса Личностные 1. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем; 2. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. Метапредметные 1. умение планировать свою деятельность при решении учебных задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; 2. умение работать с учебным текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты); 3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; 4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений 5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач; Предметные 1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; 2. умение составлять базовые алгоритмы, записывать их на языке программирования; 3. умение работать с информацией, представленной в разных формах 4. умение работать в офисных приложениях; 5. умение составлять запросы в поисковых системах сети Интернет; 6. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; 7. умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки); 8. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение»; 9. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы; 10. умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов. 11. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач 9. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; 10. умение решать задачи с помощью графов; 11. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; 12. выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ; 13. проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты. Перечень требований к уровню подготовки учащихся 1. Знать/Понимать: 1.1 виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации; 1.2 единицы измерения количества и скорости передачи информации, принцип дискретного (цифрового) представления информации; 1.3 основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; 1.4 программный принцип работы компьютера; 1.5 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий 2 Уметь: 2.1 выполнять операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями, массивами; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить алгоритмы обработки этих объектов; 2.2 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; 2.3 оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; 2.4 создавать информационные объекты, в том числе: 2.4.1 создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в практических задачах); переходить от одного представления данных к другому; 2.4.2 создавать чертежи, графические представления реального объекта в процессе проектирования; 2.4.3 создавать записи в базе данных; 2.5 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках); 2.6 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием требований техники безопасности; 3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 3.1 создавать модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем); 3.2 проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов; 3.3 создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы; 3.4 передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. Раздел 1 «Информационные процессы» (5ч) Содержание программы курса Знаковая система как средство представления и передачи информации: естественные и формальные языки. Формы представления информации. Задачи дискретизации графической, текстовой и звуковой информации. Позиционные и непозиционные системы счисления. Арифметика позиционных систем счисления. Формализация описания реальных объектов и процессов. Измерение информации. Кодирование и декодирование информации. Раздел 2 «Обработка информации» (9ч) Алгоритмы для формального исполнителя. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Основы алгебры логики. Принципы структурного программирования. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные алгоритмы. Модульное программирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, массивы. Разработка алгоритма для формального исполнителя с использованием условных инструкций и циклов. Разработка алгоритма на языке программирования исполнителя с использованием условных инструкций и циклов. Раздел 3 «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов» (5ч) Иерархическая структура файловой системы. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств.Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Раздел 4 «Проектирование и моделирование» (5ч) Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных и конструирование графических объектов. Диаграммы, планы, карты. Анализ информации, представленной в графической форме. Простейшие управляемые компьютерные модели. Раздел 5 «Математические инструменты, электронные таблицы» (6ч) Электронная таблица как средство моделирования. Автоматизация расчётов по математическим формулам. Задачи представления формульной зависимости в графическом виде. Задачи сортировки и поиска в электронных таблицах. Задачи обработки большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных. Раздел 6 «Организация информационной среды, поиск информации» (2ч) Организация и настройка облачных хранилищ данных для совместного использования информационных ресурсов. Организация коллективного взаимодействия в сети. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Тематический план Раздел № занятия Информационные 1 процессы 2 3 4 5 Обработка информации 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов 15 16 17 18 Тема Знаковая система как средство представления и передачи информации: естественные и формальные языки Формы представления информации. Задачи дискретизации графической, текстовой и звуковой информации. Формализация описания реальных объектов и процессов. Измерение информации. Решение задач. Кодирование и декодирование информации. Решение задач. Позиционные и непозиционные системы счисления. Арифметика позиционных систем счисления. Алгоритмы для формального исполнителя. Алгоритмические конструкции. Количество часов 1 Логические значения, операции, выражения. Основы алгебры логики. Решение задач. Принципы структурного программирования Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа. Решение задач. Обрабатываемые объекты: списки, деревья. Решение задач. Перебор элементов массива. Сортировка элементов массива. Решение задач. Разработка алгоритма для формального исполнителя с использованием условных инструкций и циклов. Разработка алгоритма на языке программирования исполнителя с использованием условных инструкций и циклов. Иерархическая структура файловой системы. Решение задач. 1 1 1 1 1 1 1 Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Проектирование и моделирование Математические инструменты, электронные таблицы. 19 20 Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Чертежи. Двумерная графика. 1 21 22 23 24 25 Использование стандартных и конструирование графических объектов. Диаграммы, планы, карты. Анализ информации, представленной в графической форме. Управляемые компьютерные модели. Электронная таблица как средство моделирования. Автоматизация расчетов по математическим формулам. 1 1 1 1 1 26 27 28 29 Задачи представления формульной зависимости в графическом виде. Задачи представления формульной зависимости в графическом виде. Задачи сортировки и поиска в электронной таблице Задачи обработки большого массива данных с использованием средств электронной таблицы. Задачи обработки большого массива данных с использованием средств электронной таблицы Организация и настройка облачных хранилищ данных для совместного использования информационных ресурсов. 1 1 1 1 Организация коллективного взаимодействия в сети. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов Задачи поиска информации в компьютерных сетях 1 1 1 30 Организация информационной среды, поиск информации 31 32 33 34 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)