71 Рабочая программа курса ИКТ и информационные процессы решение разноуровневых задач. 9 класс.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной
программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «ИКТ и информационные процессы: решение разноуровневых задач»
Уровень образования: основное общее
Направление: общеинтеллектуальное
срок реализации 1 год
класс обучения: 9
общее количество часов на реализацию программы: 34

г. Екатеринбург

Результаты освоения курса

Личностные
1. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых
проблем;
2. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики,
понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
1. умение планировать свою деятельность при решении учебных задач, видеть различные стратегии решения задач,
осознанно выбирать способ решения;
2. умение работать с учебным текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки;
распознавать верные и неверные утверждения;
4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений
5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
Предметные
1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
2. умение составлять базовые алгоритмы, записывать их на языке программирования;
3. умение работать с информацией, представленной в разных формах
4. умение работать в офисных приложениях;
5. умение составлять запросы в поисковых системах сети Интернет;
6. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными
и отрицательными числами;
7.
умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение
необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
8. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием
«буквенное выражение»;
9. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
10. умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
11. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач
9. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую
цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
10. умение решать задачи с помощью графов;
11. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

12. выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с
помощью компьютерных программ;
13. проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их
результаты.
Перечень требований к уровню подготовки учащихся
1. Знать/Понимать:
1.1 виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации;
1.2 единицы измерения количества и скорости передачи информации, принцип дискретного (цифрового)
представления информации;
1.3 основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие
вспомогательного алгоритма;
1.4 программный принцип работы компьютера;
1.5 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий
2 Уметь:
2.1 выполнять операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями, массивами; проверять
свойства этих объектов; выполнять и строить алгоритмы обработки этих объектов;
2.2 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять
объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
предпринимать меры антивирусной безопасности;
2.3 оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения
информации; скорость передачи информации;
2.4 создавать информационные объекты, в том числе:
2.4.1 создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в
практических задачах); переходить от одного представления данных к другому;
2.4.2 создавать чертежи, графические представления реального объекта в процессе проектирования;
2.4.3 создавать записи в базе данных;
2.5 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях,
некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках);
2.6 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием требований техники безопасности;
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

3.1 создавать модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц,
программ (в том числе в форме блок-схем);
3.2 проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов;
3.3 создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;
3.4 передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать
информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Раздел 1 «Информационные процессы» (5ч)

Содержание программы курса

Знаковая система как средство представления и передачи информации: естественные и формальные языки. Формы
представления информации. Задачи дискретизации графической, текстовой и звуковой информации. Позиционные и
непозиционные системы счисления. Арифметика позиционных систем счисления. Формализация описания реальных
объектов и процессов. Измерение информации. Кодирование и декодирование информации.
Раздел 2 «Обработка информации» (9ч)
Алгоритмы для формального исполнителя. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения.
Основы алгебры логики. Принципы структурного программирования. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные
алгоритмы. Модульное программирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, массивы.
Разработка алгоритма для формального исполнителя с использованием условных инструкций и циклов. Разработка
алгоритма на языке программирования исполнителя с использованием условных инструкций и циклов.
Раздел 3 «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов»
(5ч)
Иерархическая структура файловой системы. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем
памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость
передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.Запись изображений и звука с

использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных
устройств.Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Раздел 4 «Проектирование и моделирование» (5ч)
Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных и конструирование графических объектов. Диаграммы, планы,
карты. Анализ информации, представленной в графической форме. Простейшие управляемые компьютерные модели.
Раздел 5 «Математические инструменты, электронные таблицы» (6ч)
Электронная таблица как средство моделирования. Автоматизация расчётов по математическим формулам. Задачи
представления формульной зависимости в графическом виде. Задачи сортировки и поиска в электронных таблицах. Задачи
обработки большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных.
Раздел 6 «Организация информационной среды, поиск информации» (2ч)
Организация и настройка облачных хранилищ данных для совместного использования информационных ресурсов.
Организация коллективного взаимодействия в сети. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в
компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые
машины; формулирование запросов.

Тематический план
Раздел
№ занятия
Информационные 1
процессы
2
3
4
5
Обработка
информации

6
7
8
9
10
11
12
13
14

Запись
средствами ИКТ
информации об
объектах и
процессах,
создание и
обработка
информационных
объектов

15

16
17
18

Тема
Знаковая система как средство представления и передачи информации: естественные и
формальные языки
Формы представления информации. Задачи дискретизации графической, текстовой и
звуковой информации.
Формализация описания реальных объектов и процессов. Измерение информации. Решение
задач.
Кодирование и декодирование информации. Решение задач.
Позиционные и непозиционные системы счисления. Арифметика позиционных систем
счисления.
Алгоритмы для формального исполнителя. Алгоритмические конструкции.

Количество часов
1

Логические значения, операции, выражения.
Основы алгебры логики. Решение задач.
Принципы структурного программирования
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа. Решение задач.
Обрабатываемые объекты: списки, деревья. Решение задач.
Перебор элементов массива. Сортировка элементов массива. Решение задач.
Разработка алгоритма для формального исполнителя с использованием условных
инструкций и циклов.
Разработка алгоритма на языке программирования исполнителя с использованием условных
инструкций и циклов.
Иерархическая структура файловой системы. Решение задач.

1
1
1
1
1
1
1

Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти,
необходимый для хранения объектов.
Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и
обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств.

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1

Проектирование
и моделирование

Математические
инструменты,
электронные
таблицы.

19
20

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Чертежи. Двумерная графика.

1

21
22
23
24
25

Использование стандартных и конструирование графических объектов.
Диаграммы, планы, карты.
Анализ информации, представленной в графической форме.
Управляемые компьютерные модели.
Электронная таблица как средство моделирования. Автоматизация расчетов по
математическим формулам.

1
1
1
1
1

26
27
28
29

Задачи представления формульной зависимости в графическом виде.
Задачи представления формульной зависимости в графическом виде.
Задачи сортировки и поиска в электронной таблице
Задачи обработки большого массива данных с использованием средств электронной
таблицы.
Задачи обработки большого массива данных с использованием средств электронной
таблицы
Организация и настройка облачных хранилищ данных для совместного использования
информационных ресурсов.

1
1
1
1

Организация коллективного взаимодействия в сети.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов
Задачи поиска информации в компьютерных сетях

1
1
1

30
Организация
информационной
среды, поиск
информации

31

32
33
34

1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».