64 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Речь и культура общения, 9 класс.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
Уровень образования: основное общее.
Направление: Духовно нравственное
Срок реализации 1 год
Класс, возраст обучающихся: 9 класс
Общее количество часов на реализацию программы: 34

г. Екатеринбург

Результаты освоения курса
В результате изучения курса «Речь и культура общения» ученик должен знает и понимает, умеет применять:
Компоненты ситуации речевого общения.
Вербальные / невербальные средства общения.
Сферы и виды общения.
Виды речи (устная, письменная) и текста (монолог, диалог).
Типы речи (повествование, описание, рассуждение) и текста (речевые жанры).
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение).
Виды слушания (рефлексивное, нерефлексивное) и чтение (ознакомительное, подробное, аналитическое).
Текст как источник информации и как средство общения.
Логические структуры текста (тема, основная мысль, тезисно-аргументативная структура, примеры, вывод).
Композиция текста.
Средства речевого оформления.
Понятия адресного текста и воздействующего текста.
Способы отбора достоверной информации из различных источников.
Характеристики текстов, использующих каждый из типов речи: авторская цель и авторская позиция, топы, особенности
композиционного и речевого оформления, стилистические особенности, типичные жанры, воздействующий эффект,
средства выразительности.
Взаимосвязи понятий стилевая принадлежность текста – тип речи, использованный в тексте – речевой жанр –
речевое воздействие.
Культурно-речевые нормы (ортологические и способствующие коммуникативной целесообразности речи).
Характеристики речевого этикета.
Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения / навыки при их практическом использовании помогают
ориентироваться в конкретной ситуации речевого общения, применять уместные вербальные и невербальные средства
этого общения, что позволяет устранить коммуникативные помехи, избегать коммуникативных неудач и приблизиться к
коммуникативно (социально) успешному общению.
В курсе РиКО большое внимание уделяется основам работы с письменным текстом – приобретению и развитию
умений / навыков, необходимых при создании информационно-логических основ этого текста, выборе и реализации
композиционного решения текста и в процессе речевого оформления выразительного по форме авторского текста.

Работая над созданием собственного текста, школьники учатся делать текст убедительным и воздействующим на
мысли, чувства адресата и уместным в ситуации и сфере общения.
Работая с предложенным текстом в позиции адресата, школьники учатся не только воспринимать и понимать его
содержание, но и целостно интерпретировать его, что необходимо а) для создания текста-отклика (рецензия, отзыв), б)
для работы с текстовой информацией (написания плана, тезисов, конспекта).
Обучаясь речевым действиям и осваивая способы их выполнения на уровне навыка / умения, ученик имеет
возможность эффективно использовать их не только в учебных ситуациях общения.
Умения общаться и работать с текстом на основе владения русским (родным) языком обеспечивают возможность
добиваться успеха в процессе речевой коммуникации, а это во многом определяет достижения человека практически во
всех областях жизни, способствует социальной адаптации ученика в условиях современного мира.
В системе образования «Речь и культура общения» занимает особое место: коммуникативно направленная речевая
деятельность, основам которой обучает этот курс, является не только объектом, но и средством обучения. Нравственные
ценности личности, востребованные в различных жизненно-важных ситуациях общения, формируются в процессе
обучения этому общению и этой речевой деятельности.
Речевая деятельность на русском языке становится средством познания и обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи
формой хранения и усвоения различных знаний, текст на русском языке становится неразрывно связанным со всеми
школьными предметами, а умения говорить, слушать, писать и читать (умения речевой деятельности) влияют на
качество усвоения всех других школьных предметов.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста
сферах и ситуациях общения, а так же при создании текста, при его восприятии и понимании.
Языковая компетенция – обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи,
соблюдение культурно-речевых норм, обеспечивающих правильность и коммуникативную целесообразность речи,
выбор и использование языковых средств в соответствии с требованиями сферы общения, речевого и ситуативного
контекста, умение пользоваться лингвистическими и речеведческими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание речевой деятельности на русском языке как формы выражения
национальной культуры и личностно-осмысленных нравственных ценностей, социальных приоритетов.

Курс «Речь и культура общения» для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности,
объединяющей в своем содержании познавательно-рефлексивный и информационно-коммуникативный виды
деятельности.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека,
владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и
письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает
формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов,
поиски информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных
образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности. В результате изучения курса «Речь и культура
общения» ученик должен уметь:
Использовать устную и письменную речь в соответствии с целями участников ситуации общения и особенностями
ситуации общения.
Создавать монологические высказывания.
Участвовать в диалоге.
Практически использовать способы предъявления, восприятия и понимания информации в условиях устного диалога.
Практически использовать способы предъявления, восприятия и понимания информации при работе с письменным
текстом.
Определить принадлежность текста к типу речи, стилю, речевому жанру.
Использовать приемы и способы сохранения и развития темы, основные мысли в тексте.
Пользоваться различными способами аргументации.
Выстроить композицию текста.
Выбрать ситуативно-уместные, стилистически корректные и коммуникативно-эффективные средства выразительности
при создании текста.
Применять различные способы отбора и систематизации достоверной информации.
Задавать вопросы и отвечать на них.
Создавать адресный текст.
Озаглавить текст.
Составлять план текста.

На практике опираться на изученные характеристики повествования, описания, рассуждения при создании и восприятии
текста.
При создании текста соблюдать культурно-речевые нормы.
При участии в диалоге соблюдать культурно-речевые нормы.
В собственной речи использовать этикетные формулы, этикетные сигналы, правила выбора этикетной темы беседы.
Использовать различные этикетные жанры с учетом национальных особенностей этикета.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности. В результате изучения курса «Речь и культура общения»
ученик должен:
Понимать ценность информационного взаимодействия для современного общества и для каждого из его участников.
Понимать общекультурную значимость текста как источника информации и средства общения.
Стремиться к соблюдению этических основ речевого общения при использовании устной и письменной речи.
Содержание курса.
Курс «Речь и культура общения» на ступени основного общего образования носит надпредметный характер, так
как обучает речевой деятельности, умения и навыки которой необходимы как в любой ситуации непосредственного
общения с использованием устной речи, так и в любой ситуации опосредованного общения «человек – письменный
монологический текст – человек».
Курс состоит из следующих разделов:
1. Логико-риторические параметры текста описания, повествования и рассуждения.
2. Анализ текста.
3. Интерпретация авторского текста.
4. Восприятие устной речи.
5. Эффективное диалогическое общение.
При обучении риторике и культуре общения активно используются следующие методы преподавания словесности:
1. Слово учителя (лекция). Очень интересны нетрадиционные формы сообщения нового материала – лекция вдвоем,
пресс-конференция, назначение содокладчиков по одной теме и т.п.
2. Беседа. Особенно активно используется как форма анализа риторических ситуаций, при рассмотрении правил
речевого этикета. Диалогичность – это один из важных признаков рассматриваемой системы обучения, в которой
активно используются не только беседы, но и диспуты, ответы на вопросы учащихся, игры, иные формы диалога.

3. Риторический практикум (разыгрывание коммуникативной ситуации). Упражнения, связанные с разыгрыванием
коммуникативных ситуаций, очень разнообразны: это может быть диалог или монолог, школьник может выполнять роль
говорящего или слушающего, находиться в этикетной роли старшего или младшего, создавать повествовательный,
описательный или иной текст. Приоритетными являются командно-групповые формы работы.
4. Риторический анализ текста.
5. Письменные работы. В письменной форме готовится план выступления, его тезисы, наиболее значимые фрагменты и
т.п.; очень полезны подробные записи при риторическом анализе образцового текста, при рассмотрении риторических
фигур и тропов, при характеристике правильности и выразительности речи.
Практическая риторика учит созданию действенного текста, предназначенного для определенного адресата,
взаимодействующего с автором текста в конкретной ситуации общения, выстраиванию риторических структур в устном
и письменном текстах и риторическому анализу этих текстов.
Способы деятельности
- помогающие решить проблемы мотивации, когда
целостная, на первых порах неизбежно
элементарная, риторическая эрудиция только
формируется
формирующие риторическую эрудицию

переводящие достаточную риторическую эрудицию
на уровень риторических, коммуникативных и
речевых умений

Формы деятельности
1) образец речевой деятельности учителя, входная диагностика
риторических
способностей,
риторический
анализ
видеофрагментов, коммуникативные игры, речевые упражнения,
в т.ч. с игровыми элементами
2) образец риторической деятельности,
демонстрируемый учителем, изложение теоретических сведений
в нетрадиционной форме (пресс-конференции, лекции вдвоем),
анализ видеофрагментов, готовых (образцовых) текстов, речевые
упражнения, риторический практикум
3) образец риторической деятельности,
демонстрируемый учителем, диагностика риторических умений,
риторический
анализ
текстов
и
видеофрагментов,
коммуникативные и ситуативные игры, речевые упражнения,
риторический практикум

Основная цель обучения практической риторике – приобретение личностно осмысленных ЗУН, обеспечивающих
уровень культуры общения, без чего невозможна полноценная социальная адаптация личности. Приобретаемые

риторические ЗУН направлены на создание устного или письменного текста, творчески конструируемого в зависимости
от конкретной ситуации общения с целью сделать это общение эффективным. Ситуативно -уместный текст является
средством общения, помогающим реализовать цели участников данной ситуации общения.
Познавательная деятельность.
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент,
моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей
и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья. Выделение характерных причинно –
следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование
известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным
основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на
практике.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать
оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно – коммуникативная деятельность.
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно – смыслового анализа
текста. Использование различных видов чтения
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.
Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной
степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров,
подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в письменной или устной форме результатов своей
деятельности.
Умение перефразировать мысль. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, справочники, Интернет – ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
результаты своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных
достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил
здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого
поведения (лидер, подчиненный и др.).Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и
учебного коллектива.
Основные формы обучения и контроля: коммуникативные игры, речевые упражнения, риторический практикум.
«Изюминкой» этих форм является обязательная рефлексия (анализ, обсуждение).
раздел
1

№
занятия
1

2

2
3
4
5
6
7
8
9

Тематический план
тема

количество
часов
Повторение изученного. Логико-риторические параметры текста описания, повествования и
1

рассуждения.
Тема, «новое», основная мысль, логическая схема, топы
Риторические средства воплощения авторского замысла в описательных текстах.
Риторические средства воплощения авторского замысла в повествовательных текстах.
Риторические средства воплощения авторского замысла в текстах рассуждения.
Риторическая характеристика текстов, включающих различные типы речи.
Анализ текста. Анализ смысловой структуры: целевые установки автора, основная мысль, идея
текста, авторские доводы, логограф (схема текста)
Анализ оформления текста: значимость заголовка и эпиграфа, композиционные приёмы. Причина
и цель авторского замысла расположения материала.
Речевое оформление текста. Средства выразительности на синтаксическом и лексикосемантическом уровнях

1
1
1
1
1
1
1
1

3

4

5

6

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Исполнение текста. Интонационная выразительность речи
Комплексный анализ текста Н.А.Теффи «Ностальгия»
Интерпретация авторского текста на основе его комплексного анализа и создание собственного
аналитического текста.
Жанровые требования к тексту рецензии.
Рецензия на прочитанный текст.
Сочинение на литературную тему: тема- понятие, тема-суждение, тема-вопрос
Логограф как схема доказательств основной мысли сочинения. Цитаты-доказательства
Композиция сочинения: вступление, доводы, заключение
Стилистические и риторические средства оформления аналитического текста
Восприятие устной речи. Роль слушанья в процессе общения
Логические основы восприятия устной речи.
«Подключение» разных каналов восприятие информации.
Тренинг. Особенности зрительного и слухового восприятия.
Эффективное диалогическое общение. Беседа как тип диалога
Жанр непринуждённой беседы.
Законы бесконфликтного общения. Риторический анализ неудавшегося разговора.
Жанр светской беседы. «Общие» темы
Этикетные правила для собеседников. Анализ фрагментов бесед из художественных текстов
Коммуникативные игры: «Уличное знакомство», «Визит в прошлое (будущее)» и др.
Беседа в деловой сфере общения.
Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Виды споров. Речевое поведение участников спора.
Подбор аргументов «за» и «против» к одному тезису.
Опровержение аргументов оппонента.
Обобщение изученного. Основные риторические характеристики монолога и диалога

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».