Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования приказ № 266-о от 31.08.2019г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лингвистика» Уровень образования: основное общее Направление: общеинтеллектуальное Срок реализации: 1 год Класс, возраст обучающихся: 8 класс Общее количество часов на реализацию программы: 35 г. Екатеринбург Планируемые результаты: Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; интерес к изучению языка, его истории; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ответственность за произнесённое и написанное слово; умение работать в паре, коллективе. Метапредметные: понимание информации устного и письменного сообщения; соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения; правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме; умение извлекать информацию из различных источников, пользование словарями различных типов, справочной литературой; самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; составление плана; владение разными видами чтения; использование родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам. Предметные: знание правил правописания приставок и корней; нахождение в словах изученных орфограмм, умение обосновывать их выбор; нахождение и исправление орфографических ошибок; составление самоинструкций к орфографическим правилам; умение пользоваться ими. В ходе реализации программы учащиеся должны знать: - историю возникновения письменности; - правила русского правописания приставок и корней; - виды тренировки памяти. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: - находить в словах изученные орфограммы; - уметь обосновывать их выбор; - находить и исправлять орфографические ошибки; - составлять планы, самоинструкции к орфографическим правилам; - уметь пользоваться ими; Способом определения достижения ожидаемых результатов станут созданные учениками мини-проекты, проверочные и тестовые работы. Формы подведения итогов реализации программы. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает задания по основным разделам курса, презентации проектов на школьных мероприятиях по предмету. Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике. Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет систематическая работа и на уроке, и во внеурочное время Необходимость создания данной программы обусловлена проблемой орфографической грамотности учащихся, недостаточностью времени на уроке для практического овладения русским языком. Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; актуализирует потребности учащихся в реализации своего творческого потенциала. Формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Основные методы и приёмы работы: - объяснение учителя; - создание проблемной ситуации; -работа со словарями, презентациями, символами, схемами, рисунками, ребусами, тестами онлайн; - различные виды грамматического разбора; - составление планов, самоинструкций к правилам; - создание мини- проектов; - работа в обучающей программе - тренажер по русскому языку «Фраза» -работа с раздаточным материалом (предложения и отрывки из произведений русской и зарубежной литературы). Педагогические технологии и средства обучения: Технология дифференцированного обучения Тип программы: образовательная. Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности учащихся 6 класса, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста. Её можно использовать и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка. Содержание программы курса «Лингвистика» Общая характеристика курса Курс «Лингвистика» направлен на формирование орфографической грамотности учащихся, развитие орфографической зоркости. Он связан с программой по русскому языку, расширяет и систематизирует теоретические сведения по орфографии, фонетике, морфемике за 5-7 классы. Программа курса позволит учащимся углубить знания по данному предмету, закрепить практические умения и навыки, поможет подготовиться к успешному написанию контрольных работ, олимпиадам, ОГЭ по русскому языку. Основное внимание в программе курса уделяется правописанию корней и приставок, предупреждению орфографических ошибок, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Программа курса основана на историческом подходе к слову, его истокам. Курс имеет практико-ориентированный характер. Занятия курса построены на чередовании теоретических заданий с практическими. Учащиеся проводят исследования, эксперименты, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой и словарями, составлять планы, самоинструкции к правилам, делать выводы. Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет чтение. Ведь если дети плохие читатели, они обязательно безграмотны. Важно заинтересовать учащихся чтением книг. Закрепление изученного материала на занятиях курса основано на работе с отдельными предложениями, отрывками из произведений русской и зарубежной литературы. С целью активного овладения русским языком, пробуждения интереса к занятиям большое место отводится занимательности, игровым формам обучения. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Введение (1 час) 1.1.Тайны русского языка. Знакомство с целями и задачами курса Дорога в письменность (2 часа) 2.1. Как обходились без письма Возникновения письма. А начинали все медведи. Значение выражений «медвежий угол и медвежья услуга». Понятно без слов (символы - сигналы). 3.2. Древние письмена Виды древних писем. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. «Священные знаки». Минипроект «Дорога в письменность» Кто-кто в алфавите живет? (3 часа) 4.1. Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Виды письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица. 5.2. Меня зовут Фонема. Звуки-смыслоразличители (фонемы); фонемы и буквы; поиграем с фонемами. 6.3. Для всех ли фонем есть буквы? Рождение звуков, звонкие и глухие «двойняшки», самонаблюдение, воображение, звонкие и глухие «одиночки», твердые и мягкие фонемы, буква-подсказчица (ъ), буква- помощница (ь), таинственная фонема (йот), буквы- «актеры»(е,ё,ю,я), алфавит; работа по отрывкам из стихотворений И.Бунина, Б.Заходера «Моя вообразилия», В. Левина, Р.Муха, Аксельрода «На бульваре», Р.Киплинг, М.Ломоносова, рассказу А. Чехова «Каштанка»; по пословицам о науке, знаниях, книгах и грамотности В путь за «главным» правилом (5 часов) 7.1. «Ошибкоопасные места». «Зеркальные» ( например, грабли) и «незеркальные» слова(например, дуб), работа по отрывку из сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц», понятие «орфографическая зоркость». 8.2. Тайна фонемы. Чередование звуков. Ключ к тайне фонемы (определение позиции). Кто разгадал фонему? (ученый- лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ) 9.3. Опасные согласные Звуки – «волшебники» (р,л,м,н- сонорные звуки), звуки живут по закону, «ошибкоопасные места» в словах, работа по отрывкам из произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Фефер 10.4. На сцене гласные Роль ударений в словах. 11.5. Выходим на главное правило Главное правило – фонемное, проверочная работа по карточкам «Фонемные» и «нефонемные» правила (4 часа) 12.1. «Фонемы повелевают буквами». Когда Ь знак пишется, а когда не пишется? Мягкий знак в словах, орфографические правила, в которых «командуют» фонемы, работа по отрывкам из произведений А. Пушкина, М.Цветаевой, решение проблемных игровых ситуации. 13.2. Ваши старые знакомые. Твердые и мягкие согласные, разгадывание ребусов, составление шуточных двустиший, 14.3. Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»! Непроизносимые согласные в корне слова. Тренировка необходима. Работа в программе - тренажер «Фраза». 15.4. «Нефонемное» правило Написание букв ы- ,и- после ц .Тест онлайн. Как «оседлать» правило? (3 часа) 16.1. Волшебное средство - «самоинструкция» Самоинструкции к правилу, пользование ими на письме. 17.2.- 18.3. Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам Практическая работа «Составление самоинструкций к разным правилам», проверочная работа по составлению самоинструкции к правилу Память и грамотность(2 часа) 19.1. Виды памяти. Виды памяти. Упражнения по развитию зрительной памяти. 20.2. Поговорим о плане. Практическое занятие «Составление плана», работа по отрывку из сказки А. Милна о Вини - Пухе, анализ шуточного плана Кролика по похищению Крошки Ру, проверочная работа по составлению плана. Из чего строятся слова? (2 часа) 21.1.Строительная работа морфем. Роль суффиксов, приставок, окончаний в словах, игра «Приставки «смыслиночки»»; 22.2.Где же хранятся слова? Копилки слов - словари. Как найти слово в словаре? Приставки-труженицы (7 часов) 23.1. Поговорим обо всех приставках сразу. Много ли на свете приставок? Группы приставок. Законы приставок. 24.2.Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа). Приставки вы- ,су-, у-, па-, пра-, об- (обо) и др.. Секреты безошибочного письма .Игры с приставками. «Ошибкоопасные» согласные в приставках первой группы (пред-, под-, над-, в- ,об-, от-, с-). Коварная приставка с-. 25.3.Нарушители главного правила (приставки второй группы) Все наоборот (приставки без- (бес-),роз- (рос-),из- (ис-) и др. Алгоритм написания приставок. Не «съешьте» второе с- (слова рассказ, рассвет и др.) Игры и упражнения с приставками. Работа в программе тренажер «Фраза». 26.4.Самые трудные (приставки третьей группы) Вот они: пре- и при-. Почему трудные? Игры с приставками. 27.5. Что может означать приставка пре-? Значения приставки пре-. Тренировочные упражнения. Работа в программе - тренажер «Фраза». 28.6.Что может означать приставка при-? Значения приставки при-. Тренировочные упражнения. Работа в программе - тренажер «Фраза». 29.7. Гласные в приставках пре- и при- (закрепление изученного). Тренировочные упражнения по написанию приставок пре- и при-. Алгоритм написания приставок пре- и при-, тест онлайн. Смотри в корень! (5 часов) 30.1.Слова - «родственники» Правильные и неправильные корни. Секреты родственных слов. Сколько бывает родственных слов? 31.2.Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные согласные. Орфограмма с девчачьим именем (суффикс ира-). Суффикс апродолжает командовать. Командует ударение. Заря и зарница. Командуют согласные звуки. Командует смысл. Тренировочные упражнения. Приведем наши знания в порядок! Алгоритм написания корней с чередующимися гласными и согласными. 32.3.Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!» Способы добычи проверочных слов. Игра «Словесный мяч». Проверить удается не все. Не все требует проверки. Откуда «вылетают» проверочные слова? Слова, «убежавшие» от первоначальных значений, проверочная работа по карточкам 33.4.«Пересаженные» корни Старые знакомцы ( корни фон-, микро-, авто-, аква-, теле-). Когда без словаря не обойтись? «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А. Потихи. Шарады. 34.5-35.5Обобщение изученного. Тест. Тематическое планирование курса «Лингвистика» № 1.1 2.1 № Тайны русского языка Кол-во часов 1 2 1 3 1 Как обходились без письма 3.2 4 4.1 Тема занятия Древние письмена Как возникла наша письменность? 1 Характеристика деятельности учащихся Введение (1час) Знакомятся с курсом, целями и задачами Дорога в письменность (2 часа) Знакомятся с историей возникновения письма; отгадывают символы, указанные на рисунках; объясняют значение выражений медвежий угол и медвежья услуга; читают стихотворение Н.Некрасова «Генерал Топтыгин» Знакомятся с видами древних писем; работают с отрывками из поэмы Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате»; разгадывают рисуночные письма, «священные знаки», создают мини-проект Кто-кто в алфавите живет?(3 часа) Знакомятся с разными видами письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица; работают по рисункам греческой Дата план факт 5.2. 6.3 7.1 5 1 6 1 7 1 Меня зовут «Фонема» Для всех ли фонем есть буквы? «Ошибкоопасные места» 8.2 Тайна фонемы 9.3 Опасные согласные 1 1 и финской надписи, рассматривают тексы кириллицы и глаголицы Знакомятся с историей появления звуковсмыслоразличителей (фонем); игра со словом «сом»; работают по стихотворению Б. Заходера «Забавная история о фонемах», М.Матвеева «Путаница», выполняют задания к ним. Поисковая работа. Отвечают на вопрос «Как рождаются звуки?»; проводят опыт- эксперимент, занимаются самонаблюдением; рисуют в тетрадях двухэтажный дом и «заселяют» его согласными; работают по отрывку из стихотворения И.Бунина, рассказа А.Чехова «Каштанка», по стихотворениям Б.Заходера «Моя вообразилия», В. Левина, Р.Муха, Аксельрода «На бульваре», Р.Киплинга; М.Ломоносова; вспоминают пословицы о науке, знаниях, книгах и грамотности; делают выводы, составляют краткий рассказ о буквах и фонемах В путь за «главным» правилом (5 часов) Знакомятся с «зеркальными» и «незеркальными» словами, работают по отрывку из сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц», отвечают на вопрос «Что такое орфографическая зоркость»? Отвечают на вопрос «Всегда ли чередования помогают различать смысл?», выясняют значение старинного слова чредой из сказки А.С. Пушкина, находят ключ к тайне фонем (определяют позицию звуков) Знакомятся со звуками – «волшебниками», находят в словах «ошибкоопасные места», работают с 1 На сцене гласные 1 10.4 1 Выходим на главное 11.5 правило 1 1 «Фонемы повелевают 12.1 буквами». Когда Ь знак пишется, а когда не пишется? 1 1 Ваши старые знакомые 1 Правило о 14.3 непроизносимых согласных «фонемное». 1 13.2 1 15.4 «Нефонемное» правило. 1 16.1 Волшебное средство - «самоинструкция» отрывками из произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Фефер. Выясняют, какую роль играют ударения в словах, выполняют задания. Отвечают на вопросы, выводят фонемное правило, выполняют проверочную работу по карточкам «Фонемные» и «нефонемные» правила (4 часа) Работают со словами, выясняют их различия, выводят правило по написанию мягкого знака, заполняют таблицу, работают с отрывками из произведений А. Пушкина, М.Цветаевой, решают проблемные игровые ситуации. Работают с твердыми и мягкими согласными, разгадывают ребусы, дописывают шуточные двустишия 1 Выполняют задания по написанию непроизносимых согласных в корне слова, работают в программе - тренажер «Фраза» 1 Выполняют тренировочные задания по написанию букв ы, и после ц, выполняют тест онлайн 1 Как «оседлать» правило? (3 часа) Составляют самоинструкцию к правилу, учатся пользоваться ей на письме 1 Инструкции к 17.2 «фонемным» и 1«нефонемным» 18.3 правилам. 19.1 20.2 21.1 22.2 23.1 24.2 25.3 Виды памяти. Поговорим о плане. Строительная работа морфем Где же хранятся слова? Поговорим о всех приставках сразу Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа) Нарушители главного правила (приставки второй группы) Самые трудные 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Практическая работа «Составление самоинструкций к разным правилам», выполняют проверочную работу по составлению самоинструкции к правилу Память и грамотность(2 часа) Работают с текстом, знакомятся с видами памяти, выполняют упражнения по развитию зрительной памяти Практическое занятие «Составление плана», работают по сказке А. Милна о Вини - Пухе, анализируют шуточный план Кролика по похищению Крошки Ру, выполняют проверочную работу по составлению плана Из чего строятся слова? (2 часа) На примере разных произведений выясняют роль суффиксов, приставок в словах, играют в игру «Приставки «смыслиночки»; Работают с разными видами словарей Приставки-труженицы (7 часов) Игра с приставками, выводят законы приставок, секреты безошибочного письма Работают с текстами, находят приставки первой группы, делают выводы Составляют инструкцию по правописанию приставок, выполняют игры и упражнения с приставками, работают в программе - тренажер «Фраза». Отвечают на вопрос «Почему приставки пре- и 26.4 27.5 28.6 29.7 30.1 31.2 32.3 33.4 34.5 35.5 при- являются самыми трудными?», игры с приставками (приставки третьей группы) Что может означать приставка пре-? Что может означать приставка при-? Гласные в приставках пре- и при(закрепление изученного) . Слова «родственники» Кто командует корнями? Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!» «Пересаженные» корни Обобщение изученного. 1 1 1 1 1 1 1 1 Опираясь на тексты, проводят исследования по написанию приставки пре- , делают вывод, работают в программе- тренажер «Фраза». Опираясь на тексты, проводят исследования по написанию приставки при-, делают вывод, работают в программе- тренажер «Фраза». Практическое занятие по написанию приставок пре и при, составляют образец рассуждения по данному правилу, выполняют тест онлайн Смотри в корень! (6 часов) Выясняют значение выражения «Зри в корень!», раскрывают секреты родственных слов, выполняют задания по данной теме, работают со словарями Знакомятся с группами корней с чередующими гласными Выясняют значение выражения «Не лезьте за словом в карман!», изучают способы «добычи» проверочных слов, игра «Словесный мяч», составляют инструкцию по написанию гласной в корне слова, выполняют проверочную работу по карточкам Знакомятся с историей корней и приставок, заимствованных из других языков, работают со «Школьным словарем строения слов русского языка» З.А.Потихи. Разгадывают шарады Выполняют итоговый тест Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)