57 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Занимательная лингвистика, 9 класс.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика»
Уровень образования: основное общее
Направление: общекультурное
Срок реализации: 1 год
Класс, возраст обучающихся: 9 класс
Общее количество часов на реализацию программы: 34

г. Екатеринбург

Результаты освоения курса.
Личностные результаты:
-осознание эстетической ценности русской словесности; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
-использование приобретенных знаний в практической деятельности и
повседневной жизни для осознания значения произведений словесности в
жизни человека и общества; творческого овладения богатствами родного
языка в освоении духовного опыта человечества
Метапредметные результаты:
-способность извлекать информацию из различных источников;
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую
тему;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
-умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять
их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Предметные результаты:
-понимать богатство лексики русского языка; особенности употребления
лексики русского языка; средства художественной изобразительности и их
роль;
-определять лексическое значение слова; виды лексических единиц;
-находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
-работать со словарями;
-находить в текстах лексические единицы;
-создавать собственные тексты различных типов речи и жанров;
-употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
-пользоваться различными видами словарей (толковым словарём, словарём
синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать
полученную информацию в различных видах деятельности.
В результате изучения курса ученик научится:
-понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических
(информационных и аналитических, художественно-публицистического
жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в
соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения
(подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и
письменной форме);
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего,
просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
- передавать схематически представленную информацию в виде связного
текста;

- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему,
анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)
информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и
жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме, высказывать собственную
точку зрения на решение проблемы.
Содержание программы
1. Вводное. Цель, задачи курса
2. Лингвистический анализ текста как вид языкового анализа.
Лингвистический анализ текста как составная часть анализа
художественного произведения Этапы лингвистического анализа текста.
3. Текст. Ключевые понятия.
4. Фонетический уровень структуры текста. Звуковые повторы, ассонанас,
аллитерация, звукоподражание. Функциональная и эстетическая значимость
этих средств в тексте.
5. Морфемный уровень структуры текста. Функции морфем.
6. Морфемный уровень структуры текста. Повторы однокоренных слов как
стилистический прием.
7. Лексический и фразеологический уровни структуры текста. Анализ
лексики с точки зрения происхождения, употребления.
8.Экспрессивный уровень структуры текста. Экспрессивная функция частей
речи в художественных произведениях.
9. Синтаксический уровень структуры текста. Функциональная значимость
словосочетания и предложений.
10.Роль пунктуационного знака при лингвистическом анализе текста.
11. Определение доминирующего уровня структуры текста при ЛАТ.
12. Полный лингвистический анализ текста. Обобщение всех этапов работы.
Переход от собственно языкового анализа структурных уровней к теме,
проблематике, авторской позиции, эмоциональной тональности.
Ведущие методы обучения
Лекция, интерактивные методы работы (работа в малых группах, ролевые
игры, метод проектов), индивидуальная работа, исследовательская работа в
группах.
Формы мониторинга
Промежуточные - самостоятельная работа с текстами, лингвистический
анализ отдельных глав произведений, самостоятельно выбранных
художественных произведений.
Итоговое - защита проекта «ЛАТ».
Самоанализ «Как я говорю» Защита проекта

№ п.п
1
2
3-4
5-6
7-8
9
10-11
12
13-14
15-16
17-19
20-21

22-23
24-25
26-28

29
30
31-32

33-34

Тематическое планирование.

Тема

Вводное занятие. Назначение, цель, задачи курса.
ЛАТ как вид языкового анализа. Этапы лингвистического анализа
текста.
Фонетический уровень структуры текста. Звуковые повторы,
аллитерация, ассонанс, интонация слов.
Анализ фонетических особенностей в сказках. А.С. Пушкина, в
баснях И. А. Крылова.
Морфемный уровень структуры текста. Функции морфем.
Анализ морфемных особенностей в стихотворениях В. Брюсова
Морфемный уровень структуры текста. Повторы однокоренных
слов как стилистический прием.
Анализ морфемных особенностей в тексте К. Паустовского
«Первый снег».
Лексический и фразеологический уровень структуры текста.
Работа с лексическими средствами.
Лексика с точки зрения происхождения, употребления. Слова
экспрессивно-стилистической окраски.
Однозначность и многозначность лексики. Употребление слов в
переносном значении. Тропы. Фигуры речи.
Анализ лексических средств в стихотворении С. Есенина «В
хате», в сказке М.Е Салтыкова-Щедрина «»Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил».
Экспрессивный уровень структуры текста. Экспрессивная
функция частей речи в художественных произведениях
Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль
собственных наименований в литературных произведениях.
Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев
как средство художественной характеристики (по произведениям
Н.В Гоголя, А. П. Чехова).
Определение доминирующего уровня структуры текста при ЛАТ.
Анализ доминирующего уровня в прозе И.С. Тургенева
«Воробей».
Полный лингвистический анализ текста. Обобщение всех этапов
работы. Тема, проблематика, авторская позиция, эмоциональная
тональность.
Зачетное занятие по теме «ЛАТ».

Кол.
час.
1
1
2
2
2
1
2
1
2
2
3
2

2
2
3

1
1
2

2

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».