Приложение № 27 ООП ООО Утверждена приказом № 266-о от 31.08.2019 Рабочая программа по предмету «Школьная геометрия: многообразие идей и методов» для 9 класса ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Геометрические фигуры и их свойства Факультативный курс даёт возможность учащимся: – систематизировать знания, связанные с геометрическими фигурами и их свойствами; – приобрести навык решения геометрических задач повышенной сложности; – приобрести навык решения задач на комбинацию геометрических фигур (треугольников, четырёхугольников, окружности). При этом учащиеся должны: – знать и правильно использовать геометрические термины; – уметь изображать геометрические фигуры на чертеже; – уметь формулировать определения понятий: а)описанного и вписанного многоугольника, четырёхугольника, правильного многоугольника; б) центроида и ортоцентра треугольника; – знать и уметь доказывать теоремы: о вписанном и описанном треугольниках, четырёхугольниках и правильных многоугольников; – уметь решать нестандартные геометрические задачи. Измерение геометрических величин Факультативный курс даёт возможность учащимся: – систематизировать знания об измерении геометрических величин (длина окружности, площадь круга); – систематизировать знания о тригонометрических функциях для углов от 0° до 180°; – приобрести навык решения геометрических задач повышенной сложности с помощью тригонометрии; – приобрести навык применения метода площадей к решению геометрических задач повышенной сложности, включая задачи на комбинацию треугольников, четырёхугольников и окружности. При этом учащиеся должны: – знать определения длины окружности и площади круга; – знать определения cos α, sin α, tg α и ctg α для 0° ≤ α ≤ 180°; – уметь решать основные вычислительные задачи на комбинацию прямоугольного треугольника и окружности, равностороннего треугольника и окружности, равнобедренного треугольника и окружности; – уметь доказывать и применять при решении задач теоремы синусов и косинусов; – уметь решать задачи на произвольный треугольник (основные случаи); – уметь применять тригонометрические соотношения к решению задач на четырёхугольники; – уметь выводить и применять при решении задач формулы площади треугольника: 1 S ab sin 2 p( p a)( p b)( p c) abc , 4R где a, b, c – стороны, р – полупериметр, α – угол между сторонами а и b, R – радиус описанной окружности; – уметь выводить и применять при решении задач формулу площади четырёхугольника S= 1 d1d2 sinα, 2 где d1 и d2 – диагонали четырёхугольника, α – угол между ними; – уметь выводить и применять при решении задач формулы для нахождения элементов правильного многоугольника: 180(n 2) 180 180 1 360 , an 2 R sin , Pn 2Rn sin , S n nR 2 sin , 2 n n n n 180 180 180 , Pn 2rn tg , S n r 2 n tg , an 2r tg n n n n где αn – угол правильного многоугольника; n – число сторон многоугольника, аn и a n , Рn и Pn , Sn и S n – стороны, периметры и площади соответственно вписанного и описанного правильных многоугольников; R и r – радиусы соответственно описанной и вписанной окружностей. Построения и геометрические преобразования Факультативный курс даёт возможность учащимся: – систематизировать сведения о методах решения задач на построение; – приобрести навык в проведении: а) поиска решения задач на построение; б) построений с помощью циркуля и линейки; в) доказательства правильности построений; г) исследования решения задачи; – систематизировать знания о геометрических преобразованиях; – познакомиться с классификацией движений и преобразований подобия; – приобрести навык решения задач различной степени сложности с помощью метода геометрических преобразований. При этом учащиеся должны: – понимать смысл терминов: задача на построение, условие и требование задачи, этапы решения задачи (анализ, построение, доказательство, исследование); – уметь решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки; – познакомиться с основными методами решения задач на построение (метод ГМТ, метод геометрических преобразований, алгебраический метод); – знать определения понятий движения, преобразования подобия и отдельных их видов (осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и поворот, гомотетия), уметь использовать их при доказательстве теорем и решении задач; – знать и уметь доказывать общие свойства движений, преобразований подобия; – знать и уметь доказывать свойства различных видов движений и гомотетии; – ознакомиться с применением метода геометрических преобразований к решению задач на построение, доказательство и вычисление. Прямоугольная система координат. Векторы Факультативный курс даёт возможность учащимся: – ознакомиться с применениями координатно-векторного метода при изучении геометрических преобразований. Учащиеся должны: – ознакомиться с координатно-векторным методом и уметь применять его к решению геометрических задач. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Замечательные точки треугольника. Вписанные и описанные четырёхугольники. Новые сведения о тригонометрическом методе: решение произвольного треугольника. Центроид и ортоцентр треугольника. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Вписанные и описанные четырёхугольники. Теоремы косинусов и синусов. Формулы площади треугольника: S abc 1 аb sin C rp 2 4R p( p a)( p b)( p c), где a, b, c – стороны треугольника, p – полупериметр треугольника, R, r – соответственно радиусы описанной и вписанной окружностей. Решение произвольного треугольника. Основная цель – ознакомить учащихся с комбинациями треугольников и четырёхугольников с окружностью; продолжить формирование навыков применения тригонометрического метода к решению прямоугольного, равнобедренного, равностороннего треугольников и их комбинаций с окружностью; изучить теоремы косинусов и синусов, сформировать умение использовать их при решении задач, связанных с треугольником и четырёхугольником. Рассматриваются теоремы о центроиде и ортоцентре треугольника, описанных и вписанных треугольников и четырёхугольников. Формируются умения решать задачи на комбинацию треугольников и четырёхугольников с окружностью. Доказываются теоремы косинусов и синусов. Особое внимание уделяется основным задачам на решение произвольного треугольника и задачам, сводимым к ним. Изучаются формулы площади треугольника. Дальнейшее развитие получает метод площадей. 2. Метод геометрических преобразований Движение. Преобразование подобия. Свойства движения и преобразования подобия. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос и поворот. Гомотетия. Метод геометрических преобразований. Равенство и подобие фигур. Свойства подобных многоугольников. Пропорциональные отрезки в окружности. Метод подобия. Основная цель – ознакомить учащихся с методом геометрических преобразований и сформировать первоначальные навыки его применения при решении задач. Вводятся понятия движения и преобразования подобия. Рассматриваются их свойства. Изучаются различные виды движения и преобразования подобия. Метод геометрических преобразований применяется при изложении теоретического материала и решении задач. Вводятся понятия равенства и подобия фигур. Изучается подобие треугольников и многоугольников, пропорциональные отрезки в круге. Формируется умение применять метод подобия к решению геометрических задач. Особое внимание уделяется решению задач на построение с помощью гомотетии. 3.Правильные многоугольники. Длина окружности. Площадь круга. Правильный многоугольник. Сумма углов многоугольника. Величина угла правильного многоугольника. Центр правильного многоугольника. Построение некоторых правильных многоугольников, вписанных в окружность. Выражение элементов правильного многоугольника через радиус описанной или вписанной окружности. Длина окружности и её дуг. Площадь круга и его частей. Задачи на комбинацию круга и многоугольника. Основная цель – систематизировать знания учащихся о правильных многоугольниках, длине окружности и площади круга, выработать навык решения основных задач на комбинацию круга и многоугольников. Доказываются теоремы о сумме углов многоугольника, о свойствах правильного многоугольника. Выводятся формулы, выражающие стороны, периметр и площадь правильного многоугольника через радиус описанной или вписанной окружности, формулы длины окружности и площади круга, формулы длины дуги окружности, площади сектора и сегмента. Особое внимание уделяется решению задач на комбинацию круга и многоугольника. Рассматриваются задачи прикладного и межпредметного содержания. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ № Наименование тем 1 Замечательные точки треугольника. Вписанные и описанные Количество часов 10 четырёхугольники. Новые сведения о тригонометрическом методе: решение произвольного треугольника: Центроид и ортоцентр треугольника. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Вписанные и описанные четырёхугольники. Теоремы косинусов и синусов. Формулы площади треугольника: S 2 3 1 abc аb sin C rp 2 4R p( p a)( p b)( p c), где a, b, c – стороны треугольника, p – полупериметр треугольника, R, r – соответственно радиусы описанной и вписанной окружностей. Решение произвольного треугольника. Метод геометрических преобразований: Движение. Преобразование подобия. Свойства движения и преобразования подобия. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос и поворот. Гомотетия. Метод геометрических преобразований. Равенство и подобие фигур. Свойства подобных многоугольников. Пропорциональные отрезки в окружности. Метод подобия. Правильные многоугольники. Длина окружности. Площадь круга Правильный многоугольник. Сумма углов многоугольника. Величина угла правильного многоугольника. Центр правильного многоугольника. Построение некоторых правильных многоугольников, вписанных в окружность. Выражение элементов правильного многоугольника через радиус описанной или вписанной окружности. Длина окружности и её дуг. Площадь круга и его частей. Задачи на комбинацию круга и многоугольника. Итого 13 12 35 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)