Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования приказ № 266-о от 31.08.2019г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии и пунктуации» Уровень образования: основное общее образование Направление: общеинтеллектуальное Срок реализации: 1 год Год (класс) обучения: для 9 класса Общее количество часов на реализацию программы: 34 часа г. Екатеринбург Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности - Личностные осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранять чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Предметные умение грамотно пользоваться известными грамматическими средствами в устной и письменной речи; пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и другими аспектными словарями; умение совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного). Метапредметные способность извлекать информацию из различных источников; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи. В результате изучения курса ученик должен знать и понимать: - роль и значение правильного, грамотного письма; - принципы русской орфографии и пунктуации; - условия, от которых зависит написание; - норму, действующую при данных условиях; - последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы; - приёмы разграничения схожих написаний. Уметь: - применять на практике правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательнограмматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия; - орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения, сочинения); - анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования; - проводить этимологический анализ слов с привлечением словарей и справочной литературы; - работать со словарями, справочной литературой; - применять полученные теоретические знания на практике; Ценностные ориентиры содержания учебного курса Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы. Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа: - повышение качества знаний учащихся по русскому языку; - поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка; - подготовка к успешной сдаче ОГЭ; - формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий, обобщающих уроков. На лекционных занятиях дается обзор системы языка, классификация языковых единиц. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум. В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы: – справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой); – тренировочный (тестовые задания анализ текстов); – контролирующий (анализ текстов, тесты). В целях объективного установления фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы конкретным учащимся предусмотрен промежуточный контроль в письменной форме. Виды промежуточного контроля: • текущий (в процессе изучения темы); • промежуточный (в конце изучения темы); • итоговый (в конце изучения раздела) Формы промежуточного контроля: • тест; • мини-исследование; • анализ текста; •сообщения; • сочинение-рассуждение; • сжатое изложение; • самостоятельная работа; • контрольная работа. Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы по типу ОГЭ. Содержание учебного материала В программе повторяются разделы русского языка, материал углубляется, расширяется. Базовые понятия курса: - орфография, - орфограмма, - орфографическое правило, - морфема, - самостоятельные части речи, - пунктуация, - пунктуационное правило, - главные и второстепенные члены предложения, - однородные члены предложения, - обособленные члены предложения, - обращение, - вводные слова и вводные предложения, - прямая и косвенная речь, - сложное предложение, виды сложных предложений. Рассматриваются трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка. Одновременно с этим идет работа над стилистикой русского языка, средствами художественной выразительности. Много внимания уделяется работе с контрольно-измерительными материалами ОГЭ. 1. Трудные случаи орфографии. Тема 1. Правописание приставок. Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Употребление в научном стиле речи слов с иноязычными приставками. Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов. Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы – И после Ц в корне слова. Чередование гласных О/А, Е/И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический анализ текста. Тема 3. Употребление Ь и Ъ. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в числительных. – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста. Тема 4 . Мягкий знак после шипящих в различных частях речи. Употребление Ь после шипящих в конце слова в различных частях речи. Орфографический анализ текста. Тема 5. Слитные, раздельные и дефисные написания. Слитные, раздельные и дефисные написания различных частей речи. Дефисные написание сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов. Дефисные написания в научной и художественной речи. Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные и дефисные написания». Тема 6. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных. Правописание 0 и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных. Н и НН в суффиксах существительных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных. Тема 7. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание безударных падежных прилагательных. Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением прилагательных в речи. Тема 8. Правописание суффиксов наречий. Правописание О и Е после шипящих в суффиксах наречий. Н и НН в суффиксах наречий. Правописание суффиксов –о, -а на конце наречий. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением наречий в речи. Тема 9. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением глаголов в речи. Тема 10. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание окончаний причастий. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением причастий. Практикум «Правописание суффиксов и окончаний». Тема 11. Правописание предлогов, союзов, частиц. Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. Частицы НЕ, НИ, их различение на письме. Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи. Практикум «Правописание служебных частей речи». Тестовая работа. 2. Трудные случаи пунктуации. Тема 1. Употребление тире в простом и сложном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, употребление тире в художественной речи. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением простых предложений. Тема 2. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами. Тема 3. Обособление второстепенных членов предложения. Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом как. Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами предложения. Тема 4. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами. Практикум «Знаки препинания в простом предложении». Тема 5. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с прямой и косвенной речью. Тема 6. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. Запятая между частями сложного предложения. Сложные предложения в тексте. Употребление в речи сложных предложений. Тема 7. Сложносочиненное предложение. Типы сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения в тексте. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложносочиненных предложений. Тема 8. Сложноподчиненное предложение. Типы сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Синтаксические синонимы. Сложноподчиненные предложения в тексте. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложноподчиненных предложений. Тема 9. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения в тексте. Практикум «Знаки препинания в сложном предложении». Тема 10. Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложного предложения. Практикум «Сложное предложение с разными видами связи». Тема 11. Текст как единица языка. Текст. Ключевые слова в тексте и их роль. Абзац как пунктуационный знак. Способы компрессии текста. Сжатое изложение. Итоговая контрольная работа. Защита проектов «Отражение грамотной профессиональной деятельности человека». письменной речи в Содержание Кол-во часов Трудные случаи орфографии 15 Практикумы Контрольные и проверочные работы 3 1 Трудные случаи пунктуации 14 3 Текст как единица языка. Итоговая контрольная работа 2 2 1 1 2 Защита проектов «Отражение 1 грамотной письменной речи в профессиональной деятельности человека». ИТОГО 34 7 4 Тематическое планирование № Дата проведения Количество Раздел (количество часов) часов, Тема урока отводимых на по фактичес освоение темы плану ки Трудные случаи орфографии (15ч) 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1 Знакомство с содержанием курса. Правописание приставок. Правописание гласных и согласных в корне слова. Употребление Ъ и Ь. Мягкий знак после шипящих в различных частях речи. Слитные, раздельные и дефисные написания. Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные и дефисные написания». Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов наречий. 10 1 11 1 12 13 1 14 1 15 1 Трудные случаи пунктуации (14ч) 16 1 17 1 1819 20 2 21 1 22 1 23 1 24 1 25 1 1 Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Практикум «Правописание суффиксов и окончаний». Правописание предлогов, союзов, частиц. Практикум «Правописание служебных частей речи». Тестовая работа. Употребление тире в простом и сложном предложении. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособление второстепенных членов предложения. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений. Практикум «Знаки препинания в простом предложении». Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложении с прямой речью. Косвенная речь. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Тестирование. 26 1 27 1 28 1 29 1 30 1 Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практикум «Знаки препинания в сложном предложении». Сложное предложение с разными видами связи. Практикум «Сложное предложение с разными видами связи». Текст как единица языка (2ч) 31 1 32 1 33 1 34 1 Перечень процесса. материально-технического Текст как единица языка. Ключевые слова и их роль. Абзац как пунктуационный знак. Способы компрессии текста. Сжатое изложение. Итоговая контрольная работа. Защита проектов «Отражение грамотной письменной речи в профессиональной деятельности человека». обеспечения образовательного Литература для учителя 1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. : Просвещение, 2011; 2) Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений». Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2002; 3) Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2013; 4) М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014; 5) Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2011; 6) Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2013; 7) Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс».М.: Просвещение, 2012. 8) ОГЭ – 2017: Экзамены в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты/ авт.- сост. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанов – М. АСТ: Астрель, 2016, - ФИПИ; 9) Львова С. И. комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. – М., 2004; 10) Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. – М. 1983; 11) Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984; 12) Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? – М., 1988. Литература для учащихся 1) Г.Г. Граник. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991; 2) Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986; 3) Голуб И. Б. , Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. – М. 1989; 4) Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. М.: Просвещение, 2006; 5) Голуб И. Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2005. Справочная литература для учащихся 1) Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение, 1990 (41 изд.); 2) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение, 2007 (11 изд); 3) Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.М.,1991; 4) М.С.Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1998 ( 3 изд) ( под редакцией Ф.П.Филина); 5) В.В. Одинцов и др. Школьный словарь иностранных слов. Под редакцией В.В. Иванова.-8 изд..- М.: Просвещение, 2006; 6) М.Т. Баранов. Школьный словарь образования слов русского языка.- 4 изд.- М.: 2006; 7) З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка.- 2 изд.- М.: Просвещение, 1998; 8) А.Н.Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- 2 изд., перераб. -М. :Просвещение, 1991; 9) В.П. Жуков. А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.- 5 изд., перераб. и дополн. -М.: Просвещение, 2005; 10) М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка.- 8 изд., испр. и дополн. -М.: Просвещение, 2006; 11) Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1997; 12) П.А. Лекант, В.В. Леденева. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006; 13) Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XIX вв.).М.: Просвещение, 1996; 14) М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: справочные материалы. Под редакцией Н. М. Шанского- 10 изд.-М.: Просвещение, 2007; 15) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006. Мультимедийные пособия. 1) «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов. 2) 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов. 3) Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка». 4) Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета» 5) Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий. 6) Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс. Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся. 7) Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы. Интернет- ресурсы: Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/ Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/ Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm Правила русской орфографии http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm и пунктуации Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2 http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др. http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации Тесты по русскому языку http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm (на ОС "Шопен") Основные правила грамматики http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html русского языка Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/ Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/ Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/ Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/ Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/ Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm Русский язык и культура http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/ Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ Русское слово http://www.rusword.com.ua речи Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)