65 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Секреты русской орфографии.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии и
пунктуации»
Уровень образования: основное общее образование
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 1 год
Год (класс) обучения: для 9 класса
Общее количество часов на реализацию программы: 34 часа

г. Екатеринбург

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

-

Личностные
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранять чистоту русского языка;
стремление к речевому самосовершенствованию;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Предметные
умение грамотно пользоваться известными грамматическими
средствами в устной и письменной речи;
пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и
другими аспектными словарями;
умение совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего
высказывания (устного и письменного).
Метапредметные
способность извлекать информацию из различных источников;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо
задачи.
В результате изучения курса ученик должен знать и понимать:
- роль и значение правильного, грамотного письма;
- принципы русской орфографии и пунктуации;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
Уметь:
- применять на практике
правила проверяемых, фонетических,
традиционных,
лексико-синтаксических,
словообразовательнограмматических написаний; правила постановки знака препинания или его
отсутствия;

- орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы
(диктанты, изложения, сочинения);
- анализировать языковые явления, проводить самостоятельные
лингвистические исследования;
- проводить этимологический анализ слов с привлечением словарей и
справочной литературы;
- работать со словарями, справочной литературой;
- применять полученные теоретические знания на практике;
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что
изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной
грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой
хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами
и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии
(морфологический,
фонетический,
традиционный,
лексико-синтаксический,
словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует
определенным этапам усвоения языкового
материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и
изучению русского языка;
- подготовка к успешной сдаче ОГЭ;
- формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для
дальнейшей жизни.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий,
обобщающих уроков.
На лекционных занятиях дается обзор системы языка,
классификация языковых единиц. Каждое лекционное занятие завершается
контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
– справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с
литературой);
– тренировочный (тестовые задания анализ текстов);
– контролирующий (анализ текстов, тесты).

В целях объективного установления фактического уровня освоения образовательной
программы и достижения результатов освоения образовательной программы конкретным
учащимся предусмотрен промежуточный контроль в письменной форме.
Виды промежуточного контроля:
• текущий (в процессе изучения темы);
• промежуточный (в конце изучения темы);
• итоговый (в конце изучения раздела)
Формы промежуточного контроля:
• тест;
• мини-исследование;
• анализ текста;
•сообщения;
• сочинение-рассуждение;
• сжатое изложение;
• самостоятельная работа;
• контрольная работа.
Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы по типу ОГЭ.
Содержание учебного материала
В программе повторяются разделы русского языка, материал углубляется,
расширяется.
Базовые понятия курса:
- орфография,
- орфограмма,
- орфографическое правило,
- морфема,
- самостоятельные части речи,
- пунктуация,
- пунктуационное правило,
- главные и второстепенные члены предложения,
- однородные члены предложения,
- обособленные члены предложения,
- обращение,
- вводные слова и вводные предложения,
- прямая и косвенная речь,
- сложное предложение, виды сложных предложений.
Рассматриваются трудные случаи орфографии и пунктуации русского
языка. Одновременно с этим идет работа над стилистикой русского языка,
средствами художественной выразительности. Много внимания уделяется
работе с контрольно-измерительными материалами ОГЭ.

1. Трудные случаи орфографии.
Тема 1. Правописание приставок.
Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки
при/пре. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Употребление в научном стиле речи слов с иноязычными приставками.
Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов.
Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И
после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы – И после Ц в корне
слова. Чередование гласных О/А, Е/И.
Сомнительная согласная,
непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический
анализ текста.
Тема 3. Употребление Ь и Ъ.
Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ.
Употребление Ь в числительных. – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.
Орфографический анализ текста.
Тема 4 . Мягкий знак после шипящих в различных частях речи.
Употребление Ь после шипящих в конце слова в различных частях речи.
Орфографический анализ текста.
Тема 5. Слитные, раздельные и дефисные написания.
Слитные, раздельные и дефисные написания различных частей речи.
Дефисные написание сложных существительных, прилагательных.
Правописание наречий и предлогов. Дефисные написания в научной и
художественной речи.
Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь.
Слитные, раздельные и дефисные написания».
Тема 6. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.
Правописание безударных падежных окончаний существительных.
Правописание 0 и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях
существительных. Н и НН в суффиксах существительных. Анализ и
исправление ошибок, связанных с употреблением существительных.
Тема 7. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Правописание безударных падежных прилагательных. Правописание О и Е
после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Н и НН в
суффиксах прилагательных. Анализ и исправление ошибок, связанных с
употреблением прилагательных в речи.
Тема 8. Правописание суффиксов наречий.
Правописание О и Е после шипящих в суффиксах наречий. Н и НН в
суффиксах наречий. Правописание суффиксов –о, -а на конце наречий.
Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением наречий в речи.
Тема 9. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов. Правописание гласных в
суффиксах глаголов –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Анализ и исправление
ошибок, связанных с употреблением глаголов в речи.
Тема 10. Правописание суффиксов и окончаний причастий.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
настоящего и прошедшего времени. Правописание Е и Ё после шипящих в
суффиксах причастий. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных
прилагательных. Правописание окончаний причастий. Анализ и исправление
ошибок, связанных с употреблением причастий.
Практикум «Правописание суффиксов и окончаний».
Тема 11. Правописание предлогов, союзов, частиц.
Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание
производных предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. Частицы
НЕ, НИ, их различение на письме. Употребление производных предлогов в
научном и официально-деловом стиле речи.
Практикум «Правописание служебных частей речи».
Тестовая работа.
2. Трудные случаи пунктуации.
Тема 1. Употребление тире в простом и сложном предложении.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.
Употребление тире в пословицах и поговорках, употребление тире в
художественной речи. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с
построением простых предложений.

Тема 2. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие
слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные
определения. Употребление в речи однородных членов предложения в целях
создания экспрессивности.
Анализ и исправление речевых ошибок,
связанных с построением предложений с однородными членами.
Тема 3. Обособление второстепенных членов предложения.
Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств.
Предложения с уточняющими оборотами.
Обороты с союзом как.
Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей
речи. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением
предложений с обособленными второстепенными членами предложения.
Тема 4. Обособление слов, грамматически не связанных с членами
предложений
Обращения.
Вводные слова и вводные конструкции.
Употребление обращений в разговорной и поэтической речи. Стилистическое
использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок,
связанных с построением предложений с вводными словами.
Практикум «Знаки препинания в простом предложении».
Тема 5. Предложения с прямой речью.
Знаки препинания при прямой речи. Косвенная речь. Замена прямой речи
косвенной. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением
предложений с прямой и косвенной речью.
Тема 6. Сложное предложение. Виды сложных предложений.
Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. Запятая
между частями сложного предложения. Сложные предложения в тексте.
Употребление в речи сложных предложений.
Тема 7. Сложносочиненное предложение.
Типы
сложносочиненных
предложений.
Знаки
препинания
в
сложносочиненных предложениях.
Сложносочиненные предложения в
тексте. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением
сложносочиненных предложений.
Тема 8. Сложноподчиненное предложение.

Типы
сложноподчиненных
предложений.
Знаки
препинания
в
сложноподчиненных
предложениях.
Синтаксические
синонимы.
Сложноподчиненные предложения в тексте. Анализ и исправление ошибок,
связанных с построением сложноподчиненных предложений.
Тема 9. Бессоюзное сложное предложение.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные
сложные предложения в тексте.
Практикум «Знаки препинания в сложном предложении».
Тема 10. Сложное предложение с разными видами связи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с
разными видами связи. Анализ и исправление ошибок, связанных с
построением сложного предложения.
Практикум «Сложное предложение с разными видами связи».
Тема 11. Текст как единица языка.
Текст. Ключевые слова в тексте и их роль. Абзац как пунктуационный знак.
Способы компрессии текста.
Сжатое изложение.
Итоговая контрольная работа.
Защита проектов «Отражение грамотной
профессиональной деятельности человека».

письменной

речи

в

Содержание

Кол-во
часов

Трудные случаи орфографии

15

Практикумы Контрольные
и
проверочные
работы
3
1

Трудные случаи пунктуации

14

3

Текст как единица языка.
Итоговая контрольная работа

2
2

1

1

2

Защита проектов «Отражение 1
грамотной письменной речи в
профессиональной деятельности
человека».
ИТОГО
34

7

4

Тематическое планирование
№
Дата проведения
Количество
Раздел (количество часов)
часов,
Тема урока
отводимых на
по
фактичес освоение темы
плану
ки
Трудные случаи орфографии (15ч)
1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

Знакомство с содержанием
курса.
Правописание приставок.
Правописание
гласных
и
согласных в корне слова.
Употребление Ъ и Ь.
Мягкий знак после шипящих в
различных частях речи.
Слитные,
раздельные
и
дефисные написания.
Практикум
«Правописание
приставок
и
корней.
Употребление Ъ и Ь. Слитные,
раздельные
и дефисные
написания».
Правописание суффиксов и
окончаний
имен
существительных.
Правописание суффиксов и
окончаний
имен
прилагательных.
Правописание
суффиксов
наречий.

10

1

11

1

12
13

1

14

1

15

1

Трудные случаи пунктуации (14ч)
16
1
17

1

1819
20

2

21

1

22

1

23

1

24

1

25

1

1

Правописание
личных
окончаний
и
суффиксов
глаголов.
Правописание суффиксов и
окончаний причастий.
Практикум
«Правописание
суффиксов и окончаний».
Правописание
предлогов,
союзов, частиц.
Практикум
«Правописание
служебных частей речи».
Тестовая работа.
Употребление тире в простом
и сложном предложении.
Знаки
препинания
при
однородных
членах
предложения.
Обособление второстепенных
членов предложения.
Обособление
слов,
грамматически не связанных с
членами предложений.
Практикум «Знаки препинания
в простом предложении».
Предложения с прямой речью.
Знаки
препинания
в
предложении с прямой речью.
Косвенная речь.
Сложное предложение. Виды
сложных предложений.
Сложносочиненное
предложение.
Знаки
препинания
в
сложносочиненном
предложении.
Тестирование.

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

Сложноподчиненное
предложение.
Знаки
препинания
в
сложноподчиненном
предложении.
Бессоюзное
сложное
предложение.
Знаки
препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Практикум «Знаки препинания
в сложном предложении».
Сложное
предложение
с
разными видами связи.
Практикум
«Сложное
предложение с
разными
видами связи».

Текст как единица языка (2ч)
31

1

32

1

33

1

34

1

Перечень
процесса.

материально-технического

Текст как единица языка.
Ключевые слова и их роль.
Абзац как пунктуационный
знак.
Способы компрессии текста.
Сжатое изложение.
Итоговая контрольная работа.
Защита проектов «Отражение
грамотной письменной речи в
профессиональной
деятельности человека».
обеспечения

образовательного

Литература для учителя
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9
класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. : Просвещение,
2011;

2) Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к
учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений». Т.А.
Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение,
2002;
3) Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А.
Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2013;
4) М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К
учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.
9класс»». М.: Экзамен, 2014;
5) Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику
Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2011;
6) Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические
материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2013;
7) Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс».М.:
Просвещение, 2012.
8) ОГЭ – 2017: Экзамены в новой форме: Русский язык: 9 класс:
Тренировочные варианты/ авт.- сост. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанов – М.
АСТ: Астрель, 2016, - ФИПИ;
9) Львова С. И. комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. –
М., 2004;
10) Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. – М. 1983;
11) Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984;
12) Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? – М., 1988.
Литература для учащихся
1) Г.Г. Граник. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А.
Концевая. - М., 1991;
2) Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986;
3) Голуб И. Б. , Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. – М. 1989;
4) Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором:
Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. М.: Просвещение, 2006;
5) Голуб И. Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2005.
Справочная литература для учащихся
1) Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение, 1990 (41 изд.);

2) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М.,
Просвещение, 2007 (11 изд);
3) Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь
русского языка.М.,1991;
4) М.С.Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый
словарь русского языка. М., 1998 ( 3 изд) ( под редакцией Ф.П.Филина);
5) В.В. Одинцов и др. Школьный словарь иностранных слов. Под редакцией В.В.
Иванова.-8 изд..- М.: Просвещение, 2006;
6) М.Т. Баранов. Школьный словарь образования слов русского языка.- 4 изд.- М.:
2006;
7) З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка.- 2 изд.- М.:
Просвещение, 1998;
8) А.Н.Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- 2
изд., перераб. -М. :Просвещение, 1991;
9) В.П. Жуков. А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского
языка.- 5 изд., перераб. и дополн. -М.: Просвещение, 2005;
10) М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка.- 8 изд., испр. и
дополн. -М.: Просвещение, 2006;
11) Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. Школьный этимологический словарь русского
языка. М.: Просвещение, 1997;
12) П.А. Лекант, В.В. Леденева. Школьный орфоэпический словарь русского
языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006;
13) Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская. Школьный словарь устаревших слов
русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XIX вв.).М.:
Просвещение, 1996;
14) М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: справочные
материалы. Под редакцией Н. М. Шанского- 10 изд.-М.: Просвещение, 2007;
15) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского
языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006.
Мультимедийные пособия.
1) «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации
для школьников и абитуриентов.
2) 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников
старших классов и абитуриентов.
3) Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».
4) Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
5) Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и
Мефодий.

6) Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс. Посвящен
вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения,
вызывающим наибольшие трудности у учащихся.
7) Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского
языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10
лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Интернет- ресурсы:
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по
орфографии) http://yamal.org/ook/
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила
русской
орфографии
http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

и

пунктуации

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии
в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С:
Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии
'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и
пунктуации
Тесты
по
русскому
языку
http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

(на

ОС

"Шопен")

Основные
правила
грамматики
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

русского

языка

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский
язык
и
культура
http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Русское слово http://www.rusword.com.ua

речи

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».