Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования приказ № 266-о от 31.08.2019г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» Уровень образования: основное общее Направление: общеинтеллектуальное Срок реализации: 1 год Класс, возраст обучающихся: 7 класс Общее количество часов на реализацию программы: 35 г. Екатеринбург 1 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности: 1. Участие в исследовательской деятельности, олимпиадах различного уровня; 2. Мотивация одноклассников на более углублённое изучение русского языка; 3. Изменение отношения к предмету «Русский язык». Результаты изучения курса: Личностные осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные способность извлекать информацию из различных источников; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи. Предметные умение грамотно пользоваться известными грамматическими средствами в устной и письменной речи; пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и другими аспектными словарями; умение совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного). По окончании курса учащиеся должны знать: - находить в словах изученные орфограммы, - уметь обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, - находить и исправлять орфографические ошибки; - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами. Содержание программы. Цель курса: формирование орфографической грамотности обучающихся, развитие устной и письменной речи обучающихся, обогащение словарного запаса. Задачи: 2 -повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, - расширить и углубить полученные ранее знания; - систематизировать и обобщить полученные знания; -заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком; - совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся. Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал. Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова. Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы. Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова. Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. Учебно-тематическое планирование № п\п Наименование темы Общее количество часов. 1 Дорога к письменности 1 2 Фонетика. Орфография 12 3 Словообразование. Морфемы. Орфография 22 Всего 35 Тематическое планирование. 3 № Тема Содержание Дорога к письменности. Как люди обходились без письма Фонетика. Орфография 2. Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. 3. Тайна фонемы. Смыслоразличительная роль звуков. Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). 4. Ударение под гласной может Правописание безударных гласных в сделать букву ясной. корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных. 1. 5. Ударение под гласной может сделать букву ясной. 6. Коварные словарные слова. 7. Коварные словарные слова. 8. Орфографический словарь – наш главный помощник. Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е. Словарная работа со словами. Знакомство со словом .Составление словосочетаний с данным словом . Составление предложений с данным словом . Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом . Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). Работа со словарем 4 9. Проверь себя. Тест №1 10. Опасные согласные. 11. Звонкие и глухие «двойняшки» 12. Старые знакомые Ъ и Ь Выполнение тестовых заданий. Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме. Различение звонких-глухих. Тренировочные упражнения. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Работа по карточкам. 13. Большие и маленькие (правописание имен собственных) Словообразование. Морфемы. Орфография 14. Слитно, раздельно, через дефис. Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. 15. Слитно, раздельно, через дефис. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами. 16. Слитно, раздельно, через дефис. 17. Сколько писать. Одну или две? 18. Сколько писать. Одну или две? Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание приставки НЕДОсо словами. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е). Способы образования сложных слов. 19. Как справиться со сложными словами? 20. Решение орфографических задач 21. Проверь себя. Тест №2. 22. История образования и написания Беседа. Выполнение упражнений. числительных 5 23. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) 24. Орфографические головоломки. 25. Приставки труженицы (классификация приставок) 26. Приставки труженицы (классификация приставок) 27. Приставки труженицы (классификация приставок) 28. Кто командует корнями? 29. Проверь себя. Тест №3. 30. Суффиксы – большие молодцы. 31. Волшебный клубок орфограмм 32. Путешествие в страну русского языка. 33. Проверь себя. Тест №4. Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. . Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. Работа с текстом. Систематизировать, обобщить, углубить знания в игровой форме (конкурсы) 6 34. Проверь себя. Что? Где? Когда? 35. Итоговое завершающее занятия Формы контроля: опрос, тест, самопроверка, викторина. 7 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)