56 Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Загадки языка».pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Загадки языка»
Уровень образования: основное общее
Направление: духовно-нравственное
Срок реализации: 1 год
Класс, возраст обучающихся: 6 класс
Общее количество часов на реализацию программы: 35

г. Екатеринбург

-

Планируемые результаты
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
- развитие интеллектуального потенциала школьников;
- повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
развитие личности восьмиклассников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов,
фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку,
конкурсах, викторинах;
заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Формы и виды контроля.
Формы контроля: викторины, творческие конкурсы, грамматические турниры, КВНы, ролевые игры, проекты, прессрелиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих общедидактических
принципах:
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;
принцип связи теории с практикой;

-

-

принцип доступности;
принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;
принцип добровольного участия школьников в занятиях;
принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;
принцип занимательности.
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут).
За год (35 недель) – 35 занятий.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
групповые (работа в больших и малых группах);
индивидуальные.
Виды деятельности:
теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);
практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов,
работа над словом, работа с книгой, словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений,
написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита
его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление
кроссвордов, шарад, ребусов), проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов,
использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов,
головоломок, сказок.
Содержание программы.
Тема 1. Язык – вековой труд поколений. (3ч).
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными
толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение

слов».
Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.)
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и
поговорок о языке, речи, грамоте.
Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.)
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В.
«Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.)
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем
собственным. Фразеологизмы со значением цвета.
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».
Тема 5. Каков человек, такова его и речь. (2ч.)
Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.
Фонетический КВН.
Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные
словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд –
«словесных» деревьев».
Тема 7. Различай и отличай. (2 час.).
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИи ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?(2 час.)
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует
значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.
Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час)
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных,

местоимений, числительных. Грамматический турнир.
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна. (4 ч.)
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки.
Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по
школьной тематике.
Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.)
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность;
дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость
голоса; умеренная эмоциональность.
Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
Тема 12. В многословии не без пустословия. (2ч.)
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка
монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли,
запоминание, произнесение.
Тема 13. По речи узнают человека. (2ч.)
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с
собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые
поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные
слова.
Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора.
Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о
чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи.
Тема 14. Что в имени тебе моем? (3 ч.)

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о
происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.
Тема 15. Итоговое занятие. (2 ч.)
Аукцион знаний.

Тематическое планирование
№

Наименование разделов,

Количе

п/п

блоков, тем

ство

Характеристика деятельности учащихся

часов
1.

Тема 1. Язык – вековой труд

3

поколений.

Составление текста по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря
народной мудрости о языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления
новых слов в русском языке.

2.

Тема 2. Самое лучшее — прямо

1

и просто сказанное слово.
3.

Тема 3. Не все годится, что

языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
2

говорится.
4.

Тема 4. «Для всего в русском
языке есть великое множество

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают

Анализ текста. Составление

своего

текста. Работа

в группах. Использование приёмов

ознакомительного и просмотрового чтения
2

Использование в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д.
Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного

хороших слов».

словоупотребления.
Извлечение необходимой информации из фразеологического словаря и использование ее в
различных видах деятельности (конкурс «Своя игра»).

5.

Тема 5. Каков человек, такова 2
его и речь.

Осознание роли языка в жизни человека.
Анализ и характеристика отдельных звуков речи. Овладение основными правилами литературного
произношения и ударения.

6.

Тема 6. «С русским языком 3

Создание письменного текста в соответствии с коммуникативной установкой.

можно творить чудеса!»
7.

Тема 7. Различай и отличай.

2

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

8.

Тема 8. Командира приказ — 2

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

закон

для

нас

или

кто

командует корнями?
9.

Тема 9. Кто грамоте горазд, 4

Составление алгоритмов на распознавание частей речи.

тому не пропасть.
10.

11.

Тема 10. Нет той тайны, чтобы 4

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и

не была явна.

Интернета

Тема 11. Коротко да ясно, 1

Освоение общих правил телефонного разговора.

оттого и прекрасно.

Практическое выполнение тренировочных упражнений по ведению телефонного разговора,
соблюдая основные правила этикета телефонного общения

12.

Тема 12. В многословии не без 2

Изучение правил подготовки ответа-монолога: определение темы сообщения; подбор материалов на

пустословия.

данную тему; выделение важных мыслей, подбор примеров, цитат; расположение мыслей в
логической последовательности; обобщение высказывания, вывод.
Овладение приемами подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное
оформление мысли, запоминание, произнесение.

13.

Тема

13.

По

речи

узнают 2

человека.

Изучение

приемов установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных

стадиях беседы.
Практическая отработка умений поддерживать разговор со сверстником и старшими, использование
речевыхподдержек в разговоре

14.

Тема 14. Что в имени тебе 3
моем?

Овладение основными понятиями антропонимики.
Понимание роли слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширение своего
лексикона. Выполнение проекта о происхождении имен.

15.

Тема 16. Итоговое занятие.

2

Итого часов 35

Проведение мониторинга в форме «Аукциона знаний». Подготовка пресс-релиза по темам курса

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».